Арктическое рукопожатие

Первая операция союзников, по доставке грузов в СССР получила условное наименование "Операция "Дервиш". Конвой состоял из 6 транспортов, 2 крейсеров, 6 эсминцев и авианосца "Викториос". 12 августа 1941 года, суда вышли из порта Ливерпуль (Англия), в направлении Скапа-Флоу (Оркнейские острова), 16 августа прибыв в Хвалфьордур (Исландия), для заправки топливом. После короткой остановки в Хвалфьордуре, 21 августа 1941 года конвой направился в Архангельск. Не обнаруженный немецкой воздушной разведкой, он без потерь прибыл в порт вечером 31 августа 1941 года. С конвоем было доставлено 10000 тонн каучука, олово и 15 истребителей "Харрикейн" в контейнерах, 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 1,5 тонны форменных ботинок, а также 524 военнослужащих - лётчиков и наземный персонал британских военно-воздушных сил. Само это событие вошло в историю и как "первое, после 1918 года, дружеское рукопожатие между Великобританией и советской Россией". Прибытие конвоя положило начало героической эпопее северных (арктических) конвоев.

Ленд-лиз (от английского lend- арендовать, lease- давать взаймы) - это система оказания помощи США союзникам во Второй мировой войне.

В её основе лежал закон от 11 марта 1941 года, дававший право президенту передавать в собственность, предоставлять взаймы или аренду различные виды оружия и материалов странам, оборона которых признавалась важной для безопасности США. Со вступлением США в войну концепция ленд-лиза как системы исключительно американской помощи постепенно переросла в систему взаимопомощи, предполагавшую объединение ресурсов стран-участниц антигитлеровской коалиции.

Вначале закон был распространён на Великобританию, в апреле 1941 года - на Грецию, Югославию, Китай, с сентября 1941 - на СССР. Советский Союз получал помощь на принципах ленд-лиза также и от государств Британского содружества. Экономические отношения между странами-участницами антигитлеровской коалиции регулировались соглашениями о взаимопомощи и оформлялись ежегодно продлеваемыми протоколами В СССР, до портов Архангельска, Мурманска и Молотовска (ныне Северодвинска), грузы по ленд-лизу доставлялись самым коротким, но и самым опасным путём, северными конвоями - специальными формированиями транспортных судов и кораблей охранения.

Военная помощь союзников поступала к нам по трём маршрутам. Первый, тихоокеанский, через Владивосток и далее по Транссибирской железной дороге; второй, через порты Персидского залива; третий, по морю, непосредственно из Великобритании, огибая северную оконечность Норвегии (Германия захватила Норвегию в 1940 г.), в Мурманск и Архангельск.

В 1941 году 6 конвоев прибыли в СССР из Хваль-фиорда (Исландия) и один из Скапа-Флоу (Оркнейские острова), в 1942 - 5 из Хваль-фиорда, 3 - из Лох-Ю (Шотландия) и 5 - из Рейкьявика (Исландия). В 1943 г (7 конвоев) и в 1944 г. (8 конвоев) пришли из Лох-Ю. В 1945 г. 4 конвоя прибыли из Клайда (Шотландия) и 1 из Лох-Ю. Северные конвои, следовавшие до конца 1942 года, обозначались индексом "PQ", конвои обратного направления - "QP", а последующие конвои имели индексы "JW" и "RA", соответственно.

Прикрытие транспортов обеспечивали союзные, главным образом британские, Военно-морские силы. После временного отказа Великобритании осуществлять охрану караванов (в связи с гибелью PQ-17) были предприняты так называемые "капельные" рейсы. Транспортные суда выходили в море по одиночке, без охраны, с интервалом, в несколько часов. Великобритания и США обязались поставлять нашей стране боевую технику, Советский Союз этим странам - сырьё, необходимое для военного производства.

Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев (хотя в периоды между июлем и сентябрем 1942 года и мартом и ноябрем 1943 года конвои не ходили). В сумме около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР. 85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потеряны. Германия потеряла ряд судов, включая один линкор, три эсминца и по меньшей мере 30 подводных лодок, а также значительное количество самолётов.