В.А. Радишевская

Война в Арктике в документах Архангельских архивов

(Обзор документов)

В государственных архивах Архангельской области имеется большой комплекс документов по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. По самым приблизительным подсчетам, это более 11 тысяч дел, хранящихся в фондах Государственного архива общественно-политических движений и формирований Архангельской области и более четырех тысяч дел в фондах Государственного архива Архангельской области.

Каждое из этих дел наполнено документами, отражающими самые различные стороны жизни северян в военные годы: мобилизацию на фронт и оборонные работы; действия партизанских отрядов и работу госпиталей; работу промышленных предприятий и колхозов, плавания в конвоях. Это потертые треугольники солдатских писем и наградные листы героев войны. Официальные документы неплохо дополняют воспоминания участников войны и фотографии тех лет. Большинство документов снабжены грифом «секретно», «совершенно секретно». В архивах постоянно работают комиссии по рассекречиванию, и, таким образом, ежегодно несколько сот дел становятся доступны исследователям. Сюда же необходимо внести и комплексы документов военного времени, хранящиеся в двух крупных ведомственных архивах - Северного государственного морского пароходства и Архангельского морского порта.

Наиболее ценная информация содержится в таких архивных фондах, как Архангельский обком ВКП(б) и облисполком, Северное государственное морское пароходство, Архангельское арктическое пароходство, Архангельский морской порт, судоремонтный завод «Красная кузница». Информацию, отражающую войну в Арктике 1941-1945 гг. и связанные с ней события, условно можно разбить на несколько групп. Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР, Государственного Комитета Обороны, приказы народных комиссаров, т. е. директивы вышестоящих органов. Они касались разных вопросов, но главным образом - работы Архангельского порта. Это, например, распоряжение СНК СССР о мероприятиях по обеспечению круглогодовой работы Архангельского порта, об организации постройки морских судов на заводе «Красная кузница», об обеспечении загрузки пароходов, прибывающих в Архангельск.

Докладные записки в ЦК ВКП(б), СНК СССР и наркоматы по вопросам деятельности областной парторганизации иногда (особенно за 1941 г.) представлены в виде телеграмм. Это доклады о реконструкции Архангельского морского порта, его районов: Бакарицы, Экономии, Левого берега, Молотовска; о строительстве ледовой переправы через Северную Двину; просьбы направить рабочие батальоны на погрузочно-разгрузочные работы; запросы о присылке автомашин, кранов, вагонов; доклады о воздушных налетах на Архангельск; встречаются в этих делах и ходатайства о награждении экипажей судов, отличившихся в конвойных плаваниях, и списки этих экипажей.

Протоколы заседаний бюро обкома ВКП(б) и материалы к ним составляют самую значительную группу рассматриваемых дел. Первое заседание бюро обкома после начала войны состоялось 22 июня 1941 г. В постановлении говорилось, что основная задача партийных, советских, комсомольских организаций — «всемерное укрепление военной мощи страны путем укрепления трудовой и государственной дисциплины, повышения производительности труда, мобилизации трудящихся на успешное и организованное проведение всех задач, стоящих в связи с войной». На редком заседании бюро (особенно в первый год войны) не решались вопросы о строительных работах в районах Архангельского порта, об обеспечении их рабочей силой, механизмами; об обеспечении экспортно-импортных операций, об улучшении жилищно-бытовых условий рабочих порта, о своевременной подаче вагонов и др. Этим же вопросам посвящались и совещания, проходившие в обкоме ВКП(б). Есть отдельное дело протоколов совещаний с участием И. Д. Папанина.

В каждом годовом разделе описи дел Архангельского обкома ВКП(б) за 1941-1945 гг. имеется несколько дел с докладными записками, информациями, письмами руководителей партийных и хозяйственных органов области в обком ВКП(б) по вопросам работы водного транспорта. Пожалуй, это наиболее интересная группа документов. В делах содержится самая разная информация: о работе ледокольного флота, о реконструкции и работе Архангельского порта, о сроках прихода караванов, их разгрузке и погрузке; об обеспечении рабочей силой, о бытовых условиях грузчиков; перечислены пароходы, ходившие в составе конвоев; имеются сведения о происшествиях во время разгрузочных работ, о нормах выдачи продуктов питания для рабочих-грузчиков и другая информация.

Интересны, на наш взгляд, докладные записки заместителя начальника торгового порта Г. И. Дикого, на которого было возложено общее руководство по обслуживанию иностранных судов. Как известно, 31 августа 1941 г. в Архангельск прибыл первый (пробный) морской караван союзников - шесть английских транспортов с боевым сопровождением. Они доставили оборонные грузы. В докладных записках Г. И. Дикого перечислены эти суда, указано время прибытия каждого (большинство из них пришли в порт вечером 31 августа - от 21 до 22 часов, а два - 1 сентября). О бработка первого каравана выявила основные недостатки: неквалифицированную рабочую силу (в порту работали до 1 тысячи грузчиков), отсутствие транспортных средств, плохое питание, организационную неразбериху (пришлось разгружать грузы, не имея на руках ни одного документа). «При всех этих недостатках, при отсутствии необходимой механизации, транспортов, рабочей силы и инвентаря порт все же с большой напряженностью со сроками по выгрузке транспортов и отправке грузов по железной дороге справился», - пишет Г. И. Дикой.

Погрузочно-разгрузочные работы в порту проводились в сжатые сроки. Недостаточная механизация требовала большого числа рабочих рук. Иногда это число доходило до 9 тысяч. Привлекались воинские части, мобилизовывалось население, но все же основную рабочую силу составляли так называемые рабочие колонны. Они привлекались и на разгрузку, и на строительные работы. Вот что мы читаем о положении бойцов 1110-й строительной рабочей колонны, строившей причал на Экономии, в письме комиссара колонны от 1 ноября 1941 г.: «Из-за отсутствия постельных принадлежностей люди отдыхают на голых нарах, нет теплого обмундирования и в первую очередь теплого белья и теплых портянок. Вопрос с обувью обстоит исключительно скверно, так как люди обуты в реставрированную обувь 2-й категории». Не решен был вопрос с водоснабжением. На работу выводили всех даже в 35—38° мороза, и люди получали сильные обморожения. Комиссар просит содействия в обеспечении валенками, портянками, фуфайками - по 1000 штук». На документе резолюция секретаря обкома по транспорту А. С. Буданова: «Отпущено валенок ЗОО».

Не менее интересна еще одна группа документов — это политдонесения, политинформация начальников политотделов Севморпути, Северного морского пароходства и подчиненных им парторганизаций. Они отправлялись в два адреса: политуправление Наркомморфлота СССР и обком ВКП(б) ежемесячно. В них, кроме оценки морального духа моряков, рабочих, служащих, их настроений, отражалась и конкретная работа Архангельского порта, судов Северного морского и Арктического пароходств, судоремонтного завода «Красная кузница» и судоремонтных мастерских. Встречаются в этих делах и рейсовые донесения помполитов отдельных судов, например, пароходов «Ванцетти», «Селенга», «Кузнецстрой», ледокола «И. Сталин». Имеются отдельные политдонесения о гибели судов, где подробно со слов оставшихся в живых описываются эти факты. В этих делах можно встретить и списки экипажей судов, представленных к правительственным наградам. Соцсоревнование, агитационная работа, работа с кадрами, чрезвычайные происшествия - все эти сведения можно найти в политдонесениях.

14 cентября 1942 г., в период массовых налетов немецкой авиации на Архангельск, был создан Архангельский городской комитет обороны (ГОКО). Он просуществовал до конца 1944 г., выполнив важные задачи по обороне города, военному обучению населения, по обеспечению работы предприятий. Председателем ГОКО был Г. П. Огородников, первый секретарь обкома ВКП(б). Поступившие на хранение постановления Архангельского городского комитета обороны — это самые конкретные постановления: об отпуске леса на строительство причалов, аэродромов, о противопожарных мероприятиях, о противовоздушной обороне. ного постановлений о выселении «социально-опасных элементов» за пределы Архангельска. Имеются списки и подготовительные документы. Выселялись уголовники, а больше всего архангельские девушки за связь с иностранными моряками. Выселялись в Пинежский, Ленский и другие районы Архангельской области. Постановления Военного совета Архангельского военного округа затрагивали все оперативные вопросы, требующие немедленного разрешения.

Обычно эти документы подписывались командующим военным округом и членом Военного совета, первым секретарем обкома и подлежали немедленному исполнению. Это вопросы обеспечения предприятий лесом, металлом, углем, постановления о проведении противопожарных мероприятий, о подготовке к приходу караванов судов и др. Особый интерес представляет постановление «О ходе выполнения распоряжения СНК СССР от 7 сентября 1941 г. «Об обеспечении круглогодовой работы Архангельского порта». На наш взгляд, интересны дела со справками, составленными секретарем обкома или заведующим отделом водного транспорта обкома ВКП(б). Обычно они представлены в виде таблиц. Чаще эти справки составлялись по декадам, но иногда и за несколько лет в виде аналитических таблиц.

Вот примеры таких справок: о работе завода «Красная кузница» за 1941-1945 гг.; об итогах обработки караванов судов в Архангельском морском торговом порту за 1941— 1944 гг.; о текучести рабочей силы из Архангельского торгового порта и других организаций Наркомморфлота за 1942—1943 гг.; о выполнении постановлений ГКО и СНК СССР по предприятиям и организациям водного транспорта.

Как известно, 11 ноября 1943 г. оргбюро ЦК ВКП(б) приняло важное для Архангельской области постановление «О работе Архангельского обкома ВКП(б)». Это постановление не затронуло конкретно вопросы работы морского транспорта. Но ему предшествовал отчет о работе обкома. А когда составляли отчет, то готовили материалы по разным направлениям деятельности. В результате на хранение в архив поступили аналитические справки о работе Архангельского порта за 1938-1943 гг., об импортно-экспортных операциях за 1941-1943 гг., о выполнении плана грузоперевозок СГМП за 1938—1943 гг. и др.. Богатейшим собранием документов о войне в Арктике в 1941-1945 гг располагает Государственный архив Архангельской области.

Это прежде всего рейсовые донесения капитанов судов, составленные на основании вахтенных и судовых журналов, личных впечатлений после окончания рейса, где по дням, а часто по часам и минутам описывались все события, происходившие на судне. В сухих строках донесений можно прочитать о воздушных налетах немецкой авиации, о торпедных и бомбовых ударах, о взрывах мин, о гибели судов и людей.

Большая группа документов - вахтенные и судовые журналы - позволяет детально, день за днем, проследить работу экипажей, позиции судов, их маршруты, все события, связанные с боевыми действиями, характер аварий.

Особый комплекс документов — это подробные списки с указанием вида, веса, количества и расположения грузов — самолетов, танков, пушек, снарядов и патронов. Среди грузов, поставляемых союзниками, значатся грузовики, мотоциклы, станки, медная проволока, гвозди, радиопередатчики и радиоприемники. Значительное место занимают и продукты: мука, тушенка, жиры, сахар, яичный порошок, сухое молоко.

Отдельные документы, хранящиеся в вышеназванных фондах, дают представление о работе Архангельского морского порта, ледокольного флота, судоремонтного завода «Красная кузница» и других предприятий.

Таким образом, государственные архивы Архангельской области располагают значительным количеством документов по истории войны в Арктике в период Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг.